"Фонематический слух - основа правильной речи"
Учитель-дефектолог первой квалификационной категории
Гриб Ольга Александровна
Для мам самое приятное зрелище на свете – видеть, как растёт и развивается её малыш. Но если ваше сокровище по каким-то причинам говорит значительно меньше своих сверстников, путает звуки в словах, то, наверняка, вы начнете испытывать тревогу и даже попытаетесь найти за собой какую-нибудь вину. Причём с подобной проблемой сталкиваются многие мамочки и папочки. Но я знаю, что учить ребенка говорить – занятие пустое и нелегкое, но очень благодарное.
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная задача для маленького человечка. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша можно этому научить. Особенно необходимо развивать слуховое внимание и фонематический слух. А что же это такое - фонематический слух? Это умение различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь).
Уже на третьей неделе ребенок должен уметь сосредоточиваться нарезких звуках, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления, с удовольствием слушает музыку. С четырёх месяцев ребёнок начинает подражать звукам, к полугоду различает своё имя.
На втором году жизни малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение ещё не контролирует.
На третьем году жизни у ребёнка появляется возможность самостоятельно определить неверно произнесенный звук собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трём годам, то ребёнок с трудом овладевает правильным звукопроизношением.
На четвёртом году жизни ребёнок уже может различать сходные фонемы на слух (б-п; в-ф; с-з; д-т и т.д.), что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
На пятом году формируется звуковой анализ - умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребёнок сможет успешно освоить чтение и письмо.
Как же вовремя помочь своему малышу?
Начинать заниматься можно с любого возраста, и чем раньше приступите, тем лучше будет усваиваться материал. Сначала у детей воспитывается интерес к окружающим ихзвукам.
По дороге домой или из дома попробуйте обратить внимание ребенка, какие звуки можно услышать на улице, во дворе, в парке, возле дороги. Поиграйте с ним в игры «О чём говорит улица (двор, лес)?», «Кто больше услышит?», «Какая машина проехала, большая или маленькая?». Во время прогулок обращайтесь вместе с малышом к предметам, которые могут издавать звуки. Например, осенью во время листопада прошуршите листьями, зимой послушайте скрип снега, весной – звон капели, пение птиц, жужжание насекомых.
Дома можно проводить кратковременные минутки тишины, чтобы послушать, какие звуки могут быть в квартире. Играя в игру «Вдруг, как сказке, скрипнула дверь», проанализируйте с ребенком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, шелест страниц и т.д. Малыш должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами.
Приучить детей вслушиваться в звуки, издаваемые животными, птицами, можно дома при прослушивании аудиозаписей. А еще можно организовать интересные игры, используя различные бытовые предметы.
«Узнай что звучит?»
На столе несколько звучащих игрушек (бубен, губная гармошка, колокольчик,погремушки и т.д.). Предложите ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ему нужно только на слух, без зрителей опоры, определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно с двух до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различия громких и контрастных звуков.
«Разные звуки»
Перед ребёнком выставляется от двух до пяти предметов (металлическая коробка, стеклянная банка, деревянная шкатулка, пластмассовый стаканчик), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша вызовите звучание каждого предмета, воспроизведите его многократно, пока малыш не уловит характер звука.
«Узнай, что в коробочке»
В одинаковые металлические баночки, яйца от киндер-сюрпризов помещаются сыпучие предметы (манная и гречневая крупы, горох, фасоль, сахарный песок и т.д.). Ребенку предлагается внимательно послушатьи запомнить звучание каждого продукта о коробочку при её встряхивании. Потом по очереди,встряхивая коробочки, каждый раз просите отдать, что в ней (соотнесите пары по звучанию). Так как звуковые различия незначительны, то количество банок ограничивается в начале двумя.
Знакомя с речевыми звуками, можно соотнести звук с действиями людей, животных, предметов (девочка плачет «ААА», паровоз гудит «УУУ», девочка охает «ООО», лошадка ржёт «ИИИ»). Произнесите звук вместе с ребёнком перед зеркалом, обращайте его внимание на движение губ. При произнесении звука А рот широко открыт, при артикуляции У губы вытянуты в трубочку. Когда мы произносим звук О губы выглядят как овал, при произнесении И они вытянуты улыбку,зубы обнажены.
Можно предложить и такие игры
«Волшебная палочка»
Предложите малышу взять «волшебную палочку» и, дотрагиваясь до предмета, громко называть его, просите повторить слово.
Путешествие «В поиске слов»
Предложите ребенку отправиться вместе со своей любимой игрушкой на улицу в путешествие на поиски слов. На прогулке ребенок находит предметы и четко называет их (качели, скамейка, песок и т.д.). Но игрушка не внимательно слушает и допускает ошибки. Вместо «скамейка» говорит «шкамейка», вместо «песок» -«камешек» и т.п. Малыш соглашается или не соглашается с ответами, а если может произносить правильно звуки, то исправляет слова.
«Подскажи словечко»
Взрослый читает стихотворение, а ребёнок подсказывает последние слово:«Наша Таня громко плачет: уронила в речку … (мячик)»,«Зайку бросила хозяйка - под дождём остался … (зайка)».
Услышь звук – хлопни в ладоши
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), а ребенок с закрытыми глазами, услышав заданный звук хлопает в ладоши.
«Внимательный слушатель»
Взрослый произносит слова, а ребенок определяет место заданного звука в каждом из них (начало, середина,конец слова).
«Найди нужное слово»
По зданию взрослого малыш произносит слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
«Зоркий глаз»
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.
Подружи звуки
Взрослый произносит каждый звук отдельно и просит ребёнка назвать получившиеся слово(слог). Например: [м],[а], [к] – мак. Запомните: слово произносится по звукам, а не по буквам [м], а не эм!
Для вашего ребёнка весь мир - новый. Создайте ему возможность получать впечатления и помните, что основная его деятельность - это игра.Не отказывайтесь играть с ним. Хвалите и ободряйте и его. Если ваш малыш чего-то ещё не достиг, помогите ему терпеливо и радостно. И ваши труды будут вознаграждены.