Советы учителя-дефектолога родителям будущего первоклассника

"Фонематический слух - основа правильной речи"

Учитель-дефектолог первой квалификационной категории

Гриб Ольга Александровна

Для мам самое приятное зрелище на свете – видеть, как растёт и развивается её малыш. Но если ваше сокровище по каким-то причинам говорит значительно меньше своих сверстников, путает звуки в словах, то, наверняка, вы начнете испытывать тревогу и даже попытаетесь найти за собой какую-нибудь вину. Причём с подобной проблемой сталкиваются многие мамочки и папочки. Но я знаю, что учить ребенка говорить – занятие пустое и нелегкое, но очень благодарное.

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная задача для маленького человечка. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша можно этому научить. Особенно необходимо развивать слуховое внимание и фонематический слух. А что же это такое - фонематический слух? Это умение различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь).

Уже на третьей неделе ребенок должен уметь сосредоточиваться нарезких звуках, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления, с удовольствием слушает музыку. С четырёх месяцев ребёнок начинает подражать звукам, к полугоду различает своё имя.

На втором году жизни малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение ещё не контролирует.

На третьем году жизни у ребёнка появляется возможность самостоятельно определить неверно произнесенный звук собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трём годам, то ребёнок с трудом овладевает правильным звукопроизношением.

На четвёртом году жизни ребёнок уже может различать сходные фонемы на слух (б-п; в-ф; с-з; д-т и т.д.), что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом году формируется звуковой анализ - умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребёнок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Как же вовремя помочь своему малышу?

Начинать заниматься можно с любого возраста, и чем раньше приступите, тем лучше будет усваиваться материал. Сначала у детей воспитывается интерес к окружающим ихзвукам.

По дороге домой или из дома попробуйте обратить внимание ребенка, какие звуки можно услышать на улице, во дворе, в парке, возле дороги. Поиграйте с ним в игры «О чём говорит улица (двор, лес)?», «Кто больше услышит?», «Какая машина проехала, большая или маленькая?». Во время прогулок обращайтесь вместе с малышом к предметам, которые могут издавать звуки. Например, осенью во время листопада прошуршите листьями, зимой послушайте скрип снега, весной – звон капели, пение птиц, жужжание насекомых.

Дома можно проводить кратковременные минутки тишины, чтобы послушать, какие звуки могут быть в квартире. Играя в игру «Вдруг, как сказке, скрипнула дверь», проанализируйте с ребенком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, шелест страниц и т.д. Малыш должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами.

Приучить детей вслушиваться в звуки, издаваемые животными, птицами, можно дома при прослушивании аудиозаписей. А еще можно организовать интересные игры, используя различные бытовые предметы.

«Узнай что звучит?»

На столе несколько звучащих игрушек (бубен, губная гармошка, колокольчик,погремушки и т.д.). Предложите ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ему нужно только на слух, без зрителей опоры, определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно с двух до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различия громких и контрастных звуков.

«Разные звуки»

Перед ребёнком выставляется от двух до пяти предметов (металлическая коробка, стеклянная банка, деревянная шкатулка, пластмассовый стаканчик), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша вызовите звучание каждого предмета, воспроизведите его многократно, пока малыш не уловит характер звука.

«Узнай, что в коробочке»

В одинаковые металлические баночки, яйца от киндер-сюрпризов помещаются сыпучие предметы (манная и гречневая крупы, горох, фасоль, сахарный песок и т.д.). Ребенку предлагается внимательно послушатьи запомнить звучание каждого продукта о коробочку при её встряхивании. Потом по очереди,встряхивая коробочки, каждый раз просите отдать, что в ней (соотнесите пары по звучанию). Так как звуковые различия незначительны, то количество банок ограничивается в начале двумя.

Знакомя с речевыми звуками, можно соотнести звук с действиями людей, животных, предметов (девочка плачет «ААА», паровоз гудит «УУУ», девочка охает «ООО», лошадка ржёт «ИИИ»). Произнесите звук вместе с ребёнком перед зеркалом, обращайте его внимание на движение губ. При произнесении звука А рот широко открыт, при артикуляции У губы вытянуты в трубочку. Когда мы произносим звук О губы выглядят как овал, при произнесении И они вытянуты улыбку,зубы обнажены.

Можно предложить и такие игры

«Волшебная палочка»

Предложите малышу взять «волшебную палочку» и, дотрагиваясь до предмета, громко называть его, просите повторить слово.

Путешествие «В поиске слов»

Предложите ребенку отправиться вместе со своей любимой игрушкой на улицу в путешествие на поиски слов. На прогулке ребенок находит предметы и четко называет их (качели, скамейка, песок и т.д.). Но игрушка не внимательно слушает и допускает ошибки. Вместо «скамейка» говорит «шкамейка», вместо «песок» -«камешек» и т.п. Малыш соглашается или не соглашается с ответами, а если может произносить правильно звуки, то исправляет слова.

«Подскажи словечко»

Взрослый читает стихотворение, а ребёнок подсказывает последние слово:«Наша Таня громко плачет: уронила в речку … (мячик)»,«Зайку бросила хозяйка - под дождём остался … (зайка)».

Услышь звук – хлопни в ладоши

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), а ребенок с закрытыми глазами, услышав заданный звук хлопает в ладоши.

«Внимательный слушатель»

Взрослый произносит слова, а ребенок определяет место заданного звука в каждом из них (начало, середина,конец слова).

«Найди нужное слово»

По зданию взрослого малыш произносит слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

«Зоркий глаз»

Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

Подружи звуки

Взрослый произносит каждый звук отдельно и просит ребёнка назвать получившиеся слово(слог). Например: [м],[а], [к] – мак. Запомните: слово произносится по звукам, а не по буквам [м], а не эм!

Для вашего ребёнка весь мир - новый. Создайте ему возможность получать впечатления и помните, что основная его деятельность - это игра.Не отказывайтесь играть с ним. Хвалите и ободряйте и его. Если ваш малыш чего-то ещё не достиг, помогите ему терпеливо и радостно. И ваши труды будут вознаграждены.

Как подготовить руку дошкольника к письму?

К сожалению, на важный вопрос – «как подготовить руку дошкольника к письму?» - некоторые родители ищут ответ только тогда, когда ребенок должен идти в первый класс. Многие не знают, или не догадываются, что готовность руки к письму начинает формироваться в раннем детстве. У малышей при выполнении различных видов деятельности (при собирании пирамидки, выкладывании крупной и мелкой мозаики, расстегивании и застегивании пуговиц, лепке, аппликации и т.д.), развивается мелкая мускулатура рук.

А ведь, что такое готовность дошкольника к письму? Это результат поэтапных действий, направленных на ребенка в возрасте от 1,5 до 6,5 лет. Так что, уважаемые родители, в дошкольном возрасте под воздействием взрослого у детей лишь совершенствуется, крепнет навык письма! Родители и педагоги дошкольных учреждений должны помнить о том, что наибольшие трудности у первоклассников возникают при выполнении графических упражнений. Причиной этого являются, во-первых, отсутствие интереса к освоению письма, во-вторых, недостаточная «зрелость» мелкой мускулатуры кистей рук, в-третьих, недостаток опыта выполнения графических движений.

Рассмотрим детально каждую из этих причин и методы их устранения. В целом, это и будет хорошей подготовкой руки дошкольника к письму.

1.Интерес к освоению письма. Упражнения следует проводить в игровой форме, ставя вначале перед ребенком игровую и практические задачи: «дорисуй незаконченный рисунок», «соедини точки», «нарисуй рисунок по точкам», «проведи дорожку», «попади в цель» и др. Важно заинтересовать, показать значение письма.

Если ребенок не захочет заниматься, его нельзя заставлять! Это может привести к стойкому нежеланию выполнять письменное задание. В этом случае нужно в начале заинтересовать его красивой тетрадкой, новыми цветными карандашами и т.п., постепенно переключая интерес на результат графических действий. Успех радует ребенка, повышает мотивацию, поэтому поддерживайте  ребенка эмоционально. Постепенно усложняйте графические упражнения!

2.Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для каждого возраста существуют специальные приемы  развития мелкой моторики. Дошкольникам будут полезны следующие приемы и упражнения: пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры, лепка из пластилина, теста и глины, выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок), выполнение «закручивающих» движений (закручивание крышек, гаек в конструкторе), специальные упражнения для подготовки  руки к письму.

3.Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя: различные виды штриховки, рисуя, раскрашивая, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, продолжая узоры различной сложности.

При этом необходимо следить, чтобы ребенок вел линии сверху вниз и слева направо, штриховал ровно, без пробелов, не выезжал за контур. Специалисты не рекомендуют обучать дошкольников написанию письменных букв и, тем более, использовать для подготовки к школе школьные прописи. Уважаемые взрослые, занимайтесь с ребенком по прописям для дошкольников, представленными в большом разнообразии на прилавках наших книжных магазинов.

Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития других учебно-важных качеств: способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями, обучаемости, зрительного анализа и зрительно-двигательной координации движения руки, навыков пространственной ориентации. Даже если дошкольник рисует много и с увлечением, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может формироваться неправильно. Для того, чтобы графические упражнения с дошкольниками были максимально эффективны, нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка и при организации занятий выполнять ряд правил письма (посадка, наклон тетради, положение ручки в руке). Помните, что длительность заданий для детей от 6 лет и старше 6,5 лет  - 7-10 минут, затем нужно сделать перерыв, выполнить упражнение для снятия напряжения и усталости.

Постарайтесь, чтобы ребенок получал удовольствие от результата своих действий, и тогда вы сами получите удовлетворение от осознания того, что его рука готова к письму.

Будьте вместе с ребёнком. Познавайте, играйте и развивайтесь.

Только при совместной деятельности ребёнок правильно

воспримет окружающую его действительность.

Л.С.Выготский

Скоро в школу! Седьмой год жизни - ответственный и трудный. Вы, уважаемые родители,  конечно, беспокоитесь, справится ли ваш малыш со всеми трудностями. А это во многом зависит от вас.

Основное место в подготовке к школе ребёнка следует уделять развитию речи, мышления, памяти, внимания, восприятия и работоспособности. Необходимо научить ребёнка слушать, воспринимать, запоминать и воспроизводить полученную информацию.

Одним из важных условий становления речи у ребёнка является овладение правильным звукопроизношением.

Если до поступления в школу у ребёнка нарушено произношение звуков, их дифференциация (т.е. различение), ребёнку необходима помощь логопеда.

К сожалению, многие родители не замечают нарушения произношения звуков у своих детей, либо относятся к этому спокойно, объясняя, что сами в детстве говорили так же. Но такие дефекты произношения звуков приводят к возникновению ошибок в письменной речи, поскольку влияют на формирование фонематического слуха. Его нарушение приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи (р – л, ш – с, ч – щ, ц – с, б – п, т – ть и др.). Детский словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Словарный запас ребёнка начинает значительно отставать от возрастной нормы.

Обогащение словарного запаса происходит в течение всей жизни. И чем больше ребёнок сумеет «запасти» слов, тем богаче и выразительнее будет его собственная речь, тем легче он будет понимать окружающих.

Прежде всего, ребёнок усваивает те слова, которые связаны с его повседневной жизнью. Словарный запас ребёнка дошкольного возраста составляет не менее 2000 слов. В нём должны присутствовать все части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, союзы.

Лексический состав языка представляет собой сложную систему, в которой слова объединены в тематические группы, поэтому очень важно, чтобы у детей были сформированы так называемые «обобщающие» слова (фрукты, овощи, мебель, обувь, профессии и т.д.).

Чем богаче словарный запас ребёнка, тем точнее он может выразить свою мысль за счёт подбора наиболее подходящих по смыслу слов. Умение подбирать и использовать в речи синонимы (слова, близкие по смыслу) и антонимы (слова, противоположные по смыслу) свидетельствуют о высоком уровне речевого развития ребёнка.

Качественный рост словаря происходит за счёт усвоения новых значений уже знакомых слов. И здесь неиссякаемый источник обогащения словаря – это пословицы, поговорки, фразеологические обороты (т.е. овладение переносным смыслом слов и выражений). Проверьте, понимает ли Ваш ребёнок переносное значение таких выражений, как золотые руки, железное сердце, тёплая встреча и т.д.

Накопление словарного запаса происходит не изолированно, а одновременно с совершенствованием грамматического строя речи. Важен не сам по себе богатый словарь, а умение активно пользоваться имеющимся словарём, правильно оформлять свои мысли, строя предложения разных грамматических конструкций.  

В дошкольном возрасте в процессе практического овладения речью, ребёнок усваивает основные закономерности языка. И хотя ребёнок не знает никаких грамматических правил, он вполне верно строит предложения, согласуя и изменяя в них слова, т.е. у ребёнка формируется чувство языка, он осваивает логику грамматического строя речи.

Для успешного овладения грамматическими законами родного языка необходимо не только богатое речевое общение, правильные образцы для подражания, но и специальные речевые упражнения. Это нужно для того, чтобы запомнить многочисленные исключения из правил русского языка и научиться грамотно их использовать.

Родителям следует обратить внимание на следующие моменты:

  • Умеет ли ребёнок правильно употреблять падежные окончания.
  • Может ли он правильно образовывать формы единственного и множественного числа имён существительных. Здесь важно отметить многообразие окончаний имён существительных: -и, -ы (стол – столы, плащ – плащи), -а, -я (дом – дома, глаз – глаза, дерево – деревья, стул – стулья), с изменением слова (лоб – лбы, рот – рты, пень – пни, ухо – уши), не изменяющиеся по числам (пальто, кенгуру, санки).
  • Согласование прилагательных с существительными начинается с прилагательных мужского и женского рода с ударными окончаниями (большой – большая, голубой – голубая). Затем подбираются прилагательные с безударными окончаниями. Окончания прилагательных среднего рода и множественного числа требуют особого внимания, т.к. являются наиболее трудными для ребёнка.
  • Согласование числительных один, одна, одно; два, две с существительными формируется при усвоении категории рода имён существительныхИгры «Весёлый счёт», «Лото», «У кого сколько?», счётный материал помогают детям овладеть многообразием окончаний имён существительных при согласовании с числительными 5 и другими (5 домов, зайцев, гусей, тарелок и т.д.).
  • Очень важно научить ребёнка слышать предлоги и осознавать их смысловое значение, т.к. только при этом условии малыш сможет правильно использовать «маленькие слова» в собственной речи.

Проверьте, понимает ли Ваш малыш значение предлогов

пространственного расположения и движения:на, под, в, за, из, с (со), из-под, из-за, к, от, по и т.д.

Помимо навыков словоизменения, ребёнку старшего дошкольного возраста необходимо научиться образовывать новые слова:

  • Существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами (нос – носик – носище, комар – комарик – комарище, дерево – деревце, перо – пёрышко, глаз – глазище).
  • Существительные, обозначающие названия детёнышей животных и птиц (тигр - тигрёнок, заяц – зайчонок, медведь – медвежонок, лев – львёнок, овца – ягнёнок)
  • Существительные, обозначающие названия профессий (стекольщик, крановщик, танкист, пианист, актёр, комбайнёр и др.)
  • Сложные слова (мясорубка, садовод, газонокосилка)
  • Глаголы, образованные с помощью приставок (приходить, уходить, выходить, заходить, переходить, обходить и т.д.)
  • Прилагательные, образованные от существительных (дерево – деревянный, пух - пуховый, глина – глиняный, дуб – дубовый).
  • Прилагательные, обозначающие принадлежность какому-либо лицу или животному (мамин, Петин, лисий, кошачий, рыбий).   

Главный фактор развития связной речи – наличие заинтересованного слушателя, и этим доброжелательным, внимательным, сосредоточенным слушателем должен стать родитель. Вовремя вставить какую-либо реплику, подбодрить, подсказать слово, да так, чтобы ребёнок не заметил, что его поправляет взрослый, – вот далеко не полный перечень средств, которыми располагает родитель в процессе становления у ребёнка связной речи.

Умение формулировать вопросы, развёрнуто и полно отвечать, запоминать и пересказывать небольшие литературные произведения, описывать события из собственной жизни, делиться своими впечатлениями от увиденного, составлять небольшой рассказ по картинке или по серии сюжетных картин – вот, что необходимо уметь ребёнку, поступающему в школу.

Некоторые родители считают самым главным показателем готовности к школе умение ребёнка читать, пренебрегая при этом развитием всех вышеперечисленных сторон устной речи.

На самом же деле обучением чтению нужно заканчивать работу по становлению устной речи дошкольников, а не начинать с него. Если грамотно развивать устную речь, ребёнок легко и как бы сам собой зачитает, причём избежит тех трудностей, которые неизбежны при попытках обучения неподготовленного ребёнка.

Некачественная помощь при обучении чтению может так сильно навредить, что в школе возникнет необходимо переучивать ребёнка. А это чревато негативными эмоциональными реакциями и стойкими ошибками в письменной речи в будущем.

Поэтому родителям не следует форсировать процесс становления навыков чтения и письма, а следует обратить самое серьёзное внимание на развитие навыков звукового анализа и синтеза, лежащих в основе обучения грамоте. Последовательность формирования этого навыка такова:

  • Определение наличия или отсутствия заданного звука в слове.
  • Определение первого звука в слове.
  • Определение последнего звука в слове.
  • Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).
  • Определение количества звуков в слове, их последовательность, т.е. полный звуковой анализ слова.
  • Определение количества слогов в слове.

Регулярная работа с ребёнком предупредит появление у него многих школьных проблем.

В заключение необходимо добавить самое главное: внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребёнком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием.

поделиться в: