Почему некоторые родители с детьми обращаются жестоко?
15.03.2023Почему некоторые родители с детьми обращаются жестоко?
Факторы, провоцирующие жестокость в детско-родительских отношениях:
*Семья:
- малообеспеченная, неполная или многодетная семья, семья с приемными детьми, наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близких, супружеские конфликты, чрезмерная занятость взрослых, специфические культурные или религиозные факторы;
- юные родители (17 лет и младше);
- низкий уровень образования родителей и недостаток знаний в области воспитания детей;
- статус беженцев в результате межнациональных конфликтов.
*Родители:
- Психические заболевания, частые критические состояния (попытки суицида, нервные срывы), умственная отсталость, недостаточный самоконтроль или импульсивность;
- Наличие в прошлом случаев жестокого обращения с детьми, инцеста, привлечения к уголовной ответственности за половые преступления;
- Родители, сами подвергавшиеся в детстве жестокому отношению или лишенные родительских прав.
*Дети – жертвы насилия:
- Нежеланный, нелюбимый ребенок;
- Наличие у ребенка физических или умственных недостатков, недоношенность при рождении и низкая масса тела, врожденные уродства, сходство с нелюбимым родственником;
- Нарушения в поведении ребенка, гиперактивность, непослушание, высокоодаренный или талантливый ребенок
Зарубежные психологи С.Фрайд, П.Хоулт, В.Гиллхам и др., работающие над проблемой жестокого обращения с детьми долгие годы, выделяют 7 типов–схем жестокого обращения родителей с детьми:
«Ребенок-мишень» – в таких семьях ребенка считают слишком пассивным, либо очень активным и, как результат, он становится объектом агрессии в семье. Такая ситуация часто складывается, если ребенок имеет физические или умственные недостатки. Ещё более усугубляется положение ребенка, если он любим одним из родителей.
«Критическая ситуация» (стечение обстоятельств) – потеря работы, разлука с любимым и другая ситуация могут вызвать у родителей вспышки жестокого поведения в отношении своего ребёнка.
«Отсутствие навыков отцовства и материнства» – такие родители не готовы к той ответственности, которую налагает на них отцовство и материнство, не имеют других стратегий поведения, кроме крика, запугивания, избиения.
«Необразованный родитель» – у родителя отсутствуют элементарные знания о возрастных особенностях развития детей, такой родитель не умеет учитывать особенности детской психики.
«Модель домашнего насилия» – жестокое поведение часто отмечается у родителей, которые в детстве сами подвергались насилию или были свидетелями жестокого отношения.
«Изоляция от внешнего мира» – у родителя наблюдается нежелание и неумение налаживать контакты с другими людьми и, как следствие, развивается потребность в уединении и проявляется агрессия на любые попытки его нарушить.
«Семейные стереотипы» – нарушение ребёнком традиционных схем поведения жестоко карается родителями (подростковая беременность, нарушения традиций семьи, этические нарушения и т.п.).
Мотивы воспитания ребенка с «убитой душой» (по А. Миллер):
*Бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому подвергались когда – то сами.
*Потребность найти выход для подавленных чувств.
*Потребность иметь в своем распоряжении живой объект для манипулирования.
*Самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и собственных родителей посредством догматического переноса родительских педагогических принципов на собственного ребенка.
*Страх свободы.
*Страх появления того, что должно быть уничтожено в самом зародыше.
*Реванш за боль, которую сам когда-то пережил.