Почему некоторые родители с детьми обращаются жестоко?

15.03.2023

Почему некоторые родители с детьми обращаются жестоко?

Факторы, провоцирующие жестокость в детско-родительских отношениях:

*Семья:

- малообеспеченная, неполная или многодетная семья, семья с приемными детьми, наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близких, супружеские конфликты, чрезмерная занятость взрослых, специфические культурные или религиозные факторы;

- юные родители (17 лет и младше);

- низкий уровень образования родителей и недостаток знаний в области воспитания детей;

- статус беженцев в результате межнациональных конфликтов.

*Родители:

- Психические заболевания, частые критические состояния (попытки суицида, нервные срывы), умственная отсталость, недостаточный самоконтроль или импульсивность;

- Наличие в прошлом случаев жестокого обращения с детьми, инцеста, привлечения к уголовной ответственности за половые преступления;

- Родители, сами подвергавшиеся в детстве жестокому отношению или лишенные родительских прав.

*Дети – жертвы насилия:

- Нежеланный, нелюбимый ребенок;

- Наличие у ребенка физических или умственных недостатков, недоношенность при рождении и низкая масса тела, врожденные уродства, сходство с нелюбимым родственником;

- Нарушения в поведении ребенка, гиперактивность, непослушание, высокоодаренный или талантливый ребенок

Зарубежные психологи С.Фрайд, П.Хоулт, В.Гиллхам и др., работающие над проблемой жестокого обращения с детьми долгие годы, выделяют 7 типов–схем жестокого обращения родителей с детьми:

«Ребенок-мишень» – в таких семьях ребенка считают слишком пассивным, либо очень активным и, как результат, он становится объектом агрессии в семье. Такая ситуация часто складывается, если ребенок имеет физические или умственные недостатки. Ещё более усугубляется положение ребенка, если он любим одним из родителей.

«Критическая ситуация» (стечение обстоятельств) – потеря работы, разлука с любимым и другая ситуация могут вызвать у родителей вспышки жестокого поведения в отношении своего ребёнка.

«Отсутствие навыков отцовства и материнства» – такие родители не готовы к той ответственности, которую налагает на них отцовство и материнство, не имеют других стратегий поведения, кроме крика, запугивания, избиения.

«Необразованный родитель» – у родителя отсутствуют элементарные знания о возрастных особенностях развития детей, такой родитель не умеет учитывать особенности детской психики.

«Модель домашнего насилия» – жестокое поведение часто отмечается у родителей, которые в детстве сами подвергались насилию или были свидетелями жестокого отношения.

«Изоляция от внешнего мира» – у родителя наблюдается нежелание и неумение налаживать контакты с другими людьми и, как следствие, развивается потребность в уединении и проявляется агрессия на любые попытки его нарушить.

«Семейные стереотипы» – нарушение ребёнком традиционных схем поведения жестоко карается родителями (подростковая беременность, нарушения традиций семьи, этические нарушения и т.п.).

 

Мотивы воспитания ребенка с «убитой душой» (по А. Миллер):

*Бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому подвергались когда – то сами.

*Потребность найти выход для подавленных чувств.

*Потребность иметь в своем распоряжении живой объект для манипулирования.

*Самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и собственных родителей посредством догматического переноса родительских педагогических принципов на собственного ребенка.

*Страх свободы.

*Страх появления того, что должно быть уничтожено в самом зародыше.

*Реванш за боль, которую сам когда-то пережил.

 

поделиться в: