Семья – это самое главное для ребёнка
07.03.2023Семья – это самое главное для ребёнка
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. В воспитании детей семья не может быть заменена никакими другими социальными институтами (детский сад, школа). Именно семья формирует систему ценностей, базовые структуры личности ребенка, его отношение к себе, к миру.
Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.
Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.
Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.
Одна из важнейших функций семьи - это благополучие ребенка в семье, создание условий для воспитания здоровой личности.
Что же формирует в ребенке семья?
Семья формирует основные модели поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные стереотипы, а также применяя наказания или поддерживая ребенка.
Семья формирует у ребенка базовые понятия. В первую очередь:
- отношение к себе;
- стиль отношений с другими людьми;
- представления о себе как о мужчине или женщине;
- нравственные ценности, представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
- жизненные смыслы;
- стремления, идеалы;
- чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своему народу, Родине.
Семья формирует базовое чувство безопасности по отношению к миру и к людям, если развитие и воспитание ребенка происходит благоприятно, или же, наоборот, — базовое чувство недоверия, которое служит основой для возникновения различных сложностей в более взрослом возрасте, — той призмой, через которую ребенок воспринимает окружающий мир как тревожный, враждебный, несущий угрозу.
Семья помогает ребенку приобрести необходимый жизненный опыт. Дети, чей жизненный опыт включал широкий набор различных ситуаций и которые научились справляться с проблемами общения, научатся находить компромиссы, прощать, радоваться, будут лучше других детей адаптироваться к новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.
Семья помогает ребенку учиться общаться. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи, а также коммуникативные навыки: стиль общения, способность к компромиссам. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье, а также от четкости и ясности общения.
Семья формирует эмоциональные качества личности ребенка. Свободная экспрессия или эмоциональная сдержанность, запрет на выражение определенных эмоций формируют базовые эмоциональные стереотипы личности ребенка.
Установки родителя, влияющие на ребёнка позитивно:
Счастье мое, радость моя
Поплачь, будет легче
Молодец, что делишься с другими
А ты как думаешь?
Будь здоров, закаляйся
Папа у нас замечательный человек, мама у нас умница
Попробуй еще раз, у тебя все получится
Скажи мне на ушко, давай пошепчемся
Иди ко мне, давай разберемся во всем вместе
Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен
Методы воспитания, вызывающие у ребенка положительные эмоции:
*Хвалите
*Поощряете
*Одобряете
*Целуете
*Обнимаете
*Ласкаете
*Симпатизируете
*Сопереживаете
*Улыбаетесь
*Восхищаетесь
*Делаете приятные сюрпризы
Дети учатся тому, что видят в своей жизни:
Если ребёнок окружен критицизмом,
Он учится обвинять.
Если ребёнок видит враждебность,
Он учится драться.
Если над ребёнком насмехаются,
Он учится быть робким.
Если ребёнка постоянно стыдят,
Он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребёнок окружён терпимостью,
Он учится быть терпимым.
Если ребёнка поддерживают,
Он учится уверенности.
Если ребёнка хвалят,
Он учится ценить других.
Если с ребёнком обходятся справедливо,
Он учится справедливости.
Если ребёнок чувствует себя в безопасности,
Он учится верить.
Если ребёнка одобряют,
Он учится нравиться самому себе.
Если ребёнка принимают
И обращаются с ним дружелюбно,
Он учится находить любовь в этом мире.